Перейти к другим материалам С гарантией качества Из всех швейцарских городов именно Лозанна по праву считается центром бизнес-образования. Здесь расположена лучшая на сегодняшний день в стране бизнес-школа IMD, в этом же городе можно получить степень МВА в знаменитой Школе гостиничного менеджмента, наконец, есть и Лозаннская высшая школа коммерции. Впрочем, обо всем по порядку. Бизнес-школа IMD (International Institute for Management Development) – пока единственная в стране, сумевшая пробиться в мировые рейтинги. Газета Financial Times в 2014 году отвела ей в своем top-100 12-ю строчку. Журнал Business Week, оценивая преимущества школ, расположенных за пределами США, назвал IMD третьей в Европе. При этом по такому показателю, как зарплата выпускников, школа лидирует среди европейских коллег, а по окупаемости затрат на обучение занимает 2-е место в мире, уступая лишь французской INSEAD. IMD – типичный представитель бизнес-школ, предлагающих «дженералистские» программы МВА. Но, хотя формально специализации здесь не предусмотрено, каждый слушатель имеет возможность в некоторой степени «персонализировать» учебный план за счет подбора факультативных курсов, в перечень которых входят такие, как «Предпринимательство», «Экономика для бизнеса», «Электронная коммерция», «Бизнес-планирование» и ряд других. Вся программа рассчитана на год учебы. Половина времени отводится на освоение базовых курсов, затем наступает очередь модулей, разработанных в самой школе. Так, курс Personal Leadership Development направлен на развитие личностных качеств и тренировку умения работать в команде. Он помимо прочего включает недельный тренинг Dream Team Week, проводимый на выезде, в Альпах. Модуль International Consulting Projects позволяет студентам приобрести опыт работы в качестве консультантов ведущих компаний, модуль Entrepreneurship Projects – опыт в организации новой компании. IMD – небольшая бизнес-школа, рассчитанная на 90 студентов, причем 96% из них —иностранцы. Стоимость обучения составляет 85 тыс. швейцарских франков, и еще примерно половину этой суммы придется потратить на проживание. Зато у слушателей программы МВА, в том числе иностранцев, есть возможность получить кредит на образование или стипендию (20-30 тыс. франков). Высший гостиничный пилотаж Если говорить о швейцарских программах МВА со специализацией, то логично в первую очередь обратить внимание на сферу гостеприимства, ведь именно в этой области Швейцария является признанным лидером. Одной из первых в 2001 году такую программу предложила знаменитая Лозаннская школа гостиничного менеджмента (École hôtelière de Lausanne; EHL). По продолжительности она длиннее, чем «дженералистская» программа IMD, и рассчитана на 18 месяцев учебы. Зато существенно дешевле – тянет «всего» на 62 тыс. швейцарских франков. О том, какие цели преследует обучение на программе, говорит название одного из модулей – «Побеждающие стратегии для международной гостиничной индустрии». Вступительные требования для школы такого уровня можно назвать относительно мягкими – помимо обязательного диплома о высшем образовании они включают трехлетний стаж работы в сфере гостеприимства, сертификат о сдаче теста TOEFL/ IELTS и теста GMAT или GRE, 2 рекомендательных и мотивационное письмо, эссе по предложенной теме. Окончательное решение о зачислении на программу принимается после собеседования с претендентом. Еще более «свежая» разработка – программа МВА в сфере гостиничного менеджмента Института высшего образования Глиона (Glion Institute of Higher Education), стартовавшая в августе 2004 года. Глион располагает двумя кампусами – в Монтре и Булле. Именно в последнем «прописалась» программа МВА, нацеленная на анализ влияния процессов глобализации и применение новейших технологий в индустрии гостеприимства и разработанная в сотрудничестве с американским Endicott College. Учебный план включает в себя модули, посвященные проблемам управления, финансового анализа, методикам проведения исследований и ряду других. Год занятий разделены на три семестра, последний из которых отводится на практику и написание дипломной работы. Вступительные требования имеют некоторые отличия от предъявляемых Лозаннской школой EHL. Нижний порог TOEFL здесь установлен на уровне 83 баллов (IBT), GMAT не требуется вовсе, зато диплом о высшем образовании должен быть профессиональным, то есть полученным на факультете туризма, гостиничного менеджмента или индустрии развлечений. Стоимость обучения – 53 тыс. швейцарских франков. И снова – Лозанна Расположенная здесь Высшая школа коммерции (École des Hautes études commerciales de Lausanne, HEC) уступает в обилии регалий соседней IMD, однако пользуется широкой популярностью среди зарубежных студентов, доля которых в школе приближается к трети. Таким же интернационализмом отличается преподавательский состав, включающий профессоров и практиков-бизнесменов из Франции, Канады и США. В HEC Lausanne действует интенсивная программа МВА, рассчитанная на 9 месяцев занятий. Преподавание ведется на английском языке. Преимуществами программы считаются ее 35-летний «стаж» и близость к академическим кругам – школа HEC является одним из структурных подразделений Лозаннского университета. Глубина академической подготовки удачно сочетается здесь с прикладным аспектом бизнес-образования. Еще одна особенность НЕС-МВА – наличие специальной подготовительной программы продолжительностью от 6 месяцев до года. Она адресована тем кандидатам, которые получили высшее образование в сферах, далеких от бизнеса. Опыт показал, что освоение основной программы после такой подготовки идет у них гораздо успешнее. В Лозаннской высшей школе коммерции есть также годичная программа Executive МВА. Если судить о способностях швейцарцев к предпринимательству по цветущему состоянию их экономики, то вывод напрашивается сам собой: в этой стране есть прямой смысл учиться ведению бизнеса. © StudyIN
|